«Отродясь такого не видали, и вот опять!»
Покойный Виктор Черномырдин был не только крупным государственным деятелем самого «острого» периода российских реформ.
Зря, зря «мастера» российской словесности так издевались в свое время над цитатами Мэтра. Время показало, что именно в его емких словах, сразу же шедших в народ и становящихся афоризмами, лучше всего отразилась наша противоречивая эпоха. Уверен, его высказывания еще только ждут своей настоящей оценки нашими современниками.
Вот только возьмешься написать о каком-нибудь актуальном событии – глядь - и на эту тему Виктор Степанович уже высказался столь емко, что лучше и не скажешь…
Чужие проблемы?
На Bankir.Ru часто пишут именно о банковских проблемах. Понятно, что читателям близки в первую очередь трудности финансовой сферы, в которой они работают.
Но проблемы, к сожалению, есть не только у банков. В банках те, кто имеет отношение к работе с реальным бизнесом, знают об этом прекрасно. И прилагают все усилия, чтобы проблемы их клиентов не стали их проблемами. Старательно создают трудности для работы различных «подозрительных» фирм, при кредитовании требуют непомерный залог, всячески проверяют надежность клиента и «с запасом» устанавливают процентные ставки. Тщательно выверяют всевозможные договора, в которых перечисление прав банка занимает в несколько раз большее место, чем клиента. Стараются в первую очередь привлекать на обслуживание крупных клиентов, все возможные проблемы которых решены «на высшем уровне».
Малый же бизнес, в силу своей многочисленности и малозначимости отдельно взятой фирмы, не пользуется таким «уважением» - ведь у него слишком много проблем, и еще больше тех, которые могут внезапно возникнуть.
А поскольку административный ресурс малого бизнеса тоже невелик, возникшие серьезные проблемы обычно означают разорение предприятия. В банках негласно признают, что малый и средний бизнес в России работает в чрезвычайно неблагоприятной среде, и в любой момент такое предприятие может разориться по причинам, абсолютно не зависящим от его владельцев.
Да и события с новостной ленты последних недель это полностью подтверждают. Взять хотя бы самые «знаковые» из них.
Резня в станице Кущевская
Если свести сообщения новостных агентств к нескольким фразам, то получается, что в течение более 15 лет в нескольких аграрных станицах Краснодарского края жители находились под властью местного криминала.
Неправда, что жили безропотно – было много попыток писать жалобы в инстанции, лично защищаться от бандитов, не платить дань. Одна из таких попыток, судя по всему, и закончилась столь трагично в станице Кущевская, когда крики из дома, по свидетельствам очевидцев, продолжались около часа, но помощь так и не подоспела.
Интересно, что один из арестованных членов банды защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя».
Возможно, что в сходных условиях находились (или находятся до сих пор) еще ряд станиц и сел. Не думаю, что подобные проблемы были чем-то исключительным и свойственным только одному району одного края.
Так что, видно, не зря ряд банков категорически не желает связываться с кредитованием мелких крестьянских и фермерских хозяйств в глубинке – очевидно, руководство банков прекрасно понимает масштаб проблемы. Кстати, наверняка и банки, в которых обслуживались и кредитовались фермеры, оказались частично втянуты в эти события.
Естественно, восстановление вселенского равновесия не входит в задачи банков, да это им и не под силу. Вот и выходит, что кредитованием сельского хозяйства в регионах занимается в основном Россельхозбанк. У которого, впрочем, тоже немало проблем.
Вот совсем недавно прошли сообщения из того же Краснодарского края «о факте хищения 6 млрд. руб. в Краснодарском филиале банка по подложным кредитам». Сам Россельхозбанк подтверждает, что по имеющимся фактам проводилось служебное расследование, в октябре месяце был назначен новый директор Краснодарского филиала, и в настоящее время идет работа по устранению выявленных нарушений.
Случайное ли это совпадение?
«Мир дворцам, война ларькам»?
О проблемности и непредсказуемости судьбы малого бизнеса свидетельствуют и известные события в Москве.
Напомню, что в короткий срок под угрозой закрытия оказалось несколько тысяч точек мелкорозничной торговли. Сообщают о насильственном закрытии (фактически – уничтожении) от 400 «ларьков». Всего же их в столице по разным оценкам – от 25 до 60 тысяч.
Характерно, что судя по сообщениям прессы, указания о сносе ларьков давались местными чиновниками в устной форме, и даже при желании обратиться в суд их владельцам еще нужно будетдоказать сам факт сноса!
Сейчас это процесс мэром Москвы временно приостановлен, но кто даст гарантию, что он не возобновится - уже более цивилизованными методами?
Характерно, что по опросам большинство москвичей отнеслись к этому довольно равнодушно. Ведь это проблемы не их бизнеса.
А ведь за пару «кризисных» лет число занятых в малом бизнесе Москвы уже сократилось на 300 тысяч человек.
«Раздеть голого»?
Или взять планируемое с 2011 года увеличение налоговой нагрузки, в том числе – и на малый бизнес.
Характерно, что Герман Греф, не понаслышке знающий о трудностях малого и крупного российского бизнеса, стал наподобие Виктора Черномырдина говорить афоризмами. «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, являющийся источником рабочих мест и экономического роста, невозможно».
Верю, что глава Сбербанка, имеющего огромный портфель кредитов малому бизнесу, знает, о чем говорит.
Ведь увеличение проблем у клиентов банка автоматически уменьшает прибыль самого банка. Возможно, что разоренные хозяева и кредиты банку будут погашать ларьками.
Малый банк – тоже малый бизнес?
Вот и выходит так, что банки стараются максимально осторожно работать с малым бизнесом – денег это огромных не приносит, а проблем – вагон и маленькая тележка. И только совместное влияние двух факторов – облегчение судьбы малого бизнеса в стране и увеличение конкуренции за крупных корпоративных клиентов – может заставить российские банки вновь обратить должное внимание и на малый бизнес.
Отвлекаясь от подробностей вышеназванных событий, общее у них одно - они лишний раз свидетельствовали, насколько уязвим в России собственник и работник малого бизнеса.
Кстати, не далее как на прошлой неделе первый зампред Банка России Геннадий Меликьян сказал, что он сторонник постепенного увеличения минимальных требований к размеру банковского капитала. В планах регулятора – повышение требований до 250, и даже – 500 миллионов рублей!
Что уж говорить о проблемах малого бизнеса, когда даже малые банки постоянно находятся на «линии огня»?
http://www.bankir.ru/publication/article/8187593http://invest-life.ru/articles.html?id=324