$17 млрд, приходится на добровольное страхование. Рынок растет на 25% в год. Наиболее перспективные направления на ближайшее время — накопительное страхование жизни и страхование имущества частных лиц. (Сейчас львиную долю сборов приносят корпоративное и обязательное страхование.)
Страховщики, как и банкиры, работают с финансами, но денег при этом получают значительно меньше. Конечно, есть исключения (см. «Самые щедрые»), в целом же картина такова: пять лет назад зарплаты банкиров были в пять-семь раз выше, теперь разрыв сократился и уровень доходов отличается в среднем в два раза. Не то чтобы страховые компании догоняли банки по объему бизнеса (суммарные активы банков в 20 раз выше активов страховщиков, за последние четыре года разрыв увеличился), просто благодаря ОСАГО страховой бизнес стал тоже приносить неплохую прибыль.
Страхование — агентский бизнес, и, что характерно, новых клиентов приводят не только рядовые сотрудники, но и высшее руководство. Речь, конечно, идет не о продаже полисов ОСАГО знакомым, а о привлечении крупных корпораций. Такие «продавцы» и особенно их связи пользуются большим спросом. Агентские комиссионные могут достигать трети общей компенсации руководителей. Но даже если продажа полисов в обязанности топ-менеджера не входит, его зарплата обычно делится на фиксированную часть и бонус. В «РОСНО», например, пропорция 60/40.
Зарплаты в страховании продолжат расти благодаря, как считает Елена Лурье, руководитель HR-службы компании «РЕСО-Гарантия», узкой специализации отрасли. Правда, Лурье полагает, что в 2007 году темпы несколько снизились — до 10–15% против обычных 20% в год.
Портрет руководителя
- Возраст 46 лет
- Образование Двое из троих имеют два высших образования, экономику
и финансы изучали трое из пятерых
- Стаж 26 лет, на посту руководителя компании
9 лет
Деталь Что и где страхуют сами страховщики? Например, накопительное страхование жизни у них не популярно, как
и у подавляющего большинства населения,
а имущество профессионалы страхуют в компаниях, где сами работают. Исключение составляют лишь собственники, которые предпочитают обращаться к конкурентам.
Профессионал: «Ингосстрах» — ЭТО что-то особенное»
Гендиректор компании Александр Григорьев придумал для каждого сотрудника зарплатный «калькулятор».
Многие известные страховщики когда-то работали в «Ингосстрахе». Как устроиться к вам в компанию?
Надо прислать резюме и написать в нем простую фразу: «Я хочу занять такую-то позицию в «Ингосстрахе». Согласен в течение шести месяцев работать бесплатно и продемонстрировать, что я могу делать». Готов поспорить, что этого человека я возьму. Потому что такая позиция соответствует нашей корпоративной культуре.
В чем ее смысл?
Мы проповедуем корпоративную культуру развивающихся рынков — лидерство. Карьеру делают люди с такой идеологией: поставить сверхзадачи и добиться их выполнения. Мы сторонники напряженных планов. Тогда наши сотрудники должны хорошо зарабатывать. Но не «получать» деньги. Слово «получать» в компании запрещено.
Средние зарплаты страховщиков меньше, чем зарплаты банкиров. Как обстоят дела в «Ингосстрахе»?
В 2003–2004 годах «Ингосстрах» платил больше, чем банки. Начальник отдела «Ингосстраха» зарабатывал в два раза больше начальника кредитного отдела банка из первой десятки. Понятно, что это совершенно не относится к большинству страховых компаний. «Ингосстрах» все же что-то особенное.
А как сейчас?
Сейчас, учитывая бум страхования, мы по-прежнему платим больше, чем банки.
Как построена система мотивации сотрудников?
Вся компания — пять с лишним тысяч человек — разбита на несколько десятков групп по функциональным обязанностям. Есть продавцы, специалисты по урегулированию убытков, юристы. У каждой группы есть один или два главных показателя, за которые они получают бонусы. У топ-менеджеров бонусы обязательно больше фиксированной части, они зависят от выполнения стратегических задач — рост показателей, место на рынке, рейтинги и т. д.
Сотрудники довольны?
Если персонал доволен мотивацией, вас как руководителя надо гнать в шею — значит, вы переплачиваете. Мотивация — это то, что нужно компании, чтобы быть эффективной.
Кто ее разрабатывал?
Восемь месяцев в 2004–2005 годах мы занимались разработкой системы мотивации вместе с PricewaterhouseCoopers, а потом рабочая группа доделывала ее еще какое-то время. В итоге каждый сотрудник должен знать, что ему делать, чтобы увеличить свой доход. У каждого сотрудника на его рабочем компьютере есть «калькулятор», который может посчитать, насколько вырастет доход, если изменить тот или иной показатель.
Как мотивированы те, кто принимает решения о выплатах по убыткам? Ведь компании выгоднее заплатить меньше.
Главный показатель таких сотрудников — количество урегулированных убытков. Если есть 100 обращений, все они должны быть урегулированы, показатель 90 — это уже очень плохо. А дальше чем больше урегулировано убытков, тем выше компенсация. Конечно, решение о выплате принимается не всегда, но наша идеология — платить по убыткам.
http://www.forbesrussia.ru/article/11238-strahovshchiki-na-komissii
