Мы представляем вам обзор продуктов unit-linked (продукты долгосрочного страхования жизни с инвестиционной составляющей) и выводы, касающиеся новейших тенденций развития продуктов unit-linked на рынке страхования жизни в Европе в условиях финансового кризиса, включая так называемые „Переменные Аннуитеты” (Variable Annuities) на основе последних исследований фирмы Milliman в этой области.
В то время как продукты unit-linked широко известны в Великобритании, их развитие в большинстве других европейских рынков в действительности началось во второй половине 1990-х годов, активизируясь благодаря устойчивому росту на рынках ценных бумаг и повышению интереса потребителей к инвестициям в акции.
В большинстве продуктов unit-linked первой генерации, инвестиционные риски обычно возлагались на страхователей. Однако, со времен первого спада на фондовой бирже в 2000 г., страховщики стремились удовлетворить потребительский спрос на гарантии посредством предложения альтернатив в качестве продуктов unit-linked, включая гарантированные unit-linked фонды и индексированные продукты. Совсем недавно новый тип гарантированного продукта unit-linked, Переменный Аннуитет, был введен на нескольких европейских рынках.
Что такое unit-linked продукты?
Ключевой характеристикой полиса unit-linked является факт, что выплаты полностью или частично относятся к сумме единиц (юнитов) инвестиционного фонда, отнесенных к полису. Страхователи обычно имеют возможность выбора: вкладывать свою страховую премию в один или более инвестиционных фондов доступных в рамках данного продукта, предлагающих разные профили риска/доходности и инвестиционные цели.
По сравнению с таким традиционным продуктом как страхование жизни до определенного возраста, полис unit-linked обычно более понятны и прозрачны; основные элементы страховой премии (инвестиции, рисковые премии и расходы) обычно четко определены в полисе. Продукты unit-linked продукты имеют также тенденцию предлагать большую гибкость премий и выплат. Ниже представлено краткое изложение главных отличий между unit-linked и традиционными продуктами.
Сравнение unit-linked и традиционных продуктов
| Традиционный | Unit-linked |
Транспарентность | Элементы страховой премии (инвестиции, рисковые премии и расходы) обычно неразличимы | Элементы страховой премии обычно явно представлены страхователю |
Инвестиции | Обычно нет возможности выбора инвестиции. Предлагается минимальное гарантированное начисление процентов на капитал | Страхователь имеет возможность выбора фонда для инвестирования. Страхователь принимает на себя полный или большую часть риска в замен за увеличенные потенциальные накопления |
Выплаты | Текущая сумма полиса обычно не известна страхователю. Зачастую нет возможности частичной выплаты выкупной суммы по полису | Цену единицы инвестиционного фонда и текущую сумму полиса можно легко следить и контролировать. Обычно есть возможность выплаты части выкупной сумму по полису |
Страховые премии | Страховые премии обычно гарантированы на протяжении всего периода. Ограниченная гибкость для выплат страховых премий | В некоторых случаях страховые премии могут варьироваться, в зависимости от продолжительности гарантированного периода (если имеет место). Момент выплат и сумма страховых премий зачастую может варьироваться |
Расходы и нагрузки | Неявно определены для всего периода полиса | Явные и в некоторых случаях могут быть пересмотрены |
Какие существуют типы продуктов unit-linked?
Концепция unit-linked может применяться для обеспечения широкого выбора продуктов, включая регулярные и единовременные накопления за счет страховой премии, инвестиции и пенсии, в рамках продуктов unit-linked доступны даже все рисковые продукты страхования жизни. Также как и в случае традиционных продуктов, здесь может быть предложен ряд дополнительных программ страхования, включая страховое покрытие на случай смерти в результате несчастного случая, инвалидности и опасных (критических) болезней. В некоторых случаях дополнительные выплаты оформляются как традиционные покрытия, прилагаемые к продукту unit-linked, а иногда на целостной основе в рамках одного продукта unit-linked.
В чистых продуктах unit-linked, инвестиционный риск принимает на себя клиент. Тем не менее, как уже отмечалось, в последние годы страховщики жизни разработали альтернативный продукт unit-linked с целью успокоения опасений клиентов относительно чрезмерных инвестиционных рисков включая:
- Гарантированные продукты unit-linked: эти продукты обычно предлагают доступ к гарантированному инвестиционному фонду, который предоставляет гарантию капитала. Гарантированные фонды зачастую управляются методами CPPI (Constant Portfolio Protection Insurance – страховка постоянной защиты портфеля), которые предполагают частую перебалансировку фонда между активами с высоким и низким уровнем риска с целью сохранения установленного уровня защиты капитала. Фонд обычно управляется третьей стороной, например инвестиционным банком, который предоставляет соответствующую гарантию.
- Индексированные продукты: эти продукты обычно предлагают возврат страховой премии и/или минимальный гарантированный возврат с определенной датой выполнения. Это обычно продукты средней продолжительности и могут быть сопряжены с конкретной системой налогообложения продуктов страхования жизни, например, 6-8 лет или в некоторых случаях короче, например, 3-5 лет. Доходы от инвестиций связаны с поведением индекса или корзины индексов или ценных бумаг. Продукт зачастую структурирован с применением комбинации облигации и дериватива или подобного инструмента, выданного инвестиционным банком, который принимает на себя финансовый риск.
- Гибридные продукты: эти продукты предлагают соединение инвестиций в традиционный и unit-linked продукт. Это может быть достигнуто разными способами, например, когда страховая премия частично размещена в традиционном фонде, таком как „фонд с правом получения прибыли” с гарантией, и частично в unit-linked фонде. В остальных случаях премии от участия в прибылях могут быть размещены в unit-linked фондах, а страховые премии применены к традиционному продукту.
- Продукты unit-linked с дополнительными гарантиями: это самый новый тип гарантированного unit-linked продукта, предлагающий ряд фондовых связей и выбор факультативных инвестиционных гарантий. Эти продукты, известные как „Переменные Аннуитеты”, очень популярны в Соединенных Штатах и Японии, теперь появились также и в Европе. Анализ этих продуктов представлен ниже.
Что такое Переменные Аннуитеты (ПА)?
В США, ПА применяются в качестве механизма пенсионных сбережений, генерирующих средства, которые могут выплачиваться с целью обеспечения доходов, когда страхователь уходит на пенсию, или которые могут быть использованы для покупки аннуитета.
Однако применение этой концепции гораздо шире, чем аннуитеты – ПА могут рассматриваться просто как продукты unit-linked с дополнительными гарантиями. Опыт других рынков показывает, как это можно развить с целью обеспечения полного ассортимента нужд сбережения, путем объединения преимуществ продуктов unit-linked, позволяя клиентам выбирать фонды на основе их инвестиционных преференций, с традиционными продуктами.
Значение гарантийных дополнений
Наиболее распространенные гарантии:
- Гарантированный минимум выкупной суммы: Guaranteed Minimum Withdrawal Benefits (GMWB)
- Гарантированный минимум выплаты по доходам: Guaranteed Minimum Income Benefits (GMIB)
- Гарантированный минимум выплаты по накоплению: Guaranteed Minimum Accumulation Benefits (GMAB)
- Гарантированный минимум посмертной выплаты: Guaranteed Minimum Death Benefit (GMDB)
Наиболее продаваемой гарантией в США является гарантированный минимум выкупной суммы. Эта гарантия обеспечивала гарантированную доходность независимо от результатов инвестирования – например 5% суммы фонда, гарантированного на весь срок действия договора страхования. Если сумма фонда увеличивалась, увеличивался также доход, а будущие доходы не снижались ниже гарантированной суммы.
Гарантии носят обычно факультативный характер, но основной чертой ПА продуктов является факт, что гарантии прикреплены к полису страхованию жизни, а не отдельным фондам. Поэтому они могут быть предложены клиенту, не влияя на возможность получения клиентом дополнительного дохода в случае удачной инвестиционной стратегии.
„Дополняющий” характер гарантий поддерживает также прозрачность и эластичность ПА продуктов. Прозрачность является следствием ясного характера дополнительных плат, взимаемых за предоставление гарантий, которые должны быть привлекательными для клиента, а также достаточными для финансирования принимаемых рисков. Эластичность является результатом того, что потребитель может включать дополнительные программы (в том числе гарантию) в соответствии с их специфическими потребностями.
Развитие ПА продуктов в Европе
Как и предполагалось, активное введение ПА продуктов наблюдалось сперва в Великобритании, а позднее также и в континентальной части Европы. Лидирующими игроками были европейские транснациональные корпорации, такие как AXA, ING, Generali и Allianz, а также американские компании, использую их компетенцию в области данного продукта. В ближайшее время растущая заинтересованность в Европе будет подразумевать усиленную конкуренцию на рынке ПА продуктов.
Последние достижения рынка ПА в Европе могут быть ориентировочно разделены на два разных подхода. В Северной Европе, например Великобритании и Германии, внимание в основном сосредотачивалось на рынке пенсионного страхования. Эта концепция включала продукты во время накопительного периода пенсионных сбережений (которые зачастую оптимизированы в плане налогообложения), а также продукты пенсионного обеспечения для клиентов на пенсии или клиентов предпенсионного возраста.
В континентальной части Европы, в частности в Южной Европе, центром внимания были продукты страхования жизни, проданные для кратко/среднесрочных инвестиционных целей. А в таких странах как Испания и Италия поставщиками ПА к этим продуктам были успешно добавлены гарантии капитала.
Примеры запуска продуктов ПА
Компания | Название продукта | Тип гарантии | Рынок | Дата запуска |
Hartford | Gold – SafetyNet | GMWB | Великобритания | Февраль 2005 |
AXA | Twinstar | GMIB | Германия | Март 2006 |
Aegon Scottish Equitable | 5 for Life | GMWB | Великобритания | Сентябрь 2006 |
MetLife | Trustee Investment Plan | GMWB / AB | Великобритания | Декабрь 2006 |
ING | Generacion F Unico | GMAB, GMDB | Испания | Март 2007 |
AXA | Capital Ressources | GMWB | Франция | Апрель 2007 |
AXA | Twinstar | GMWB, GMDB | Бельгия | Сентябрь 2007 |
Generali | Active Risparmio | GMAB / GMDB | Италия | Декабрь 2007 |
ING Poland (также в Венгрии) | Pewny Zysk (Safe Profit) | GMAB | Польша | Февраль 2008 |
Allianz | Invest4Life | GMWB | Германия | Июль 2008 |
Источник: Анализ Milliman
Конкурентные преимущества для страховщиков
Предлагая дополнительные ПА гарантии, страховые компании могут выгодно выделять свои продукты по сравнению конкурентными депозитными продуктами, предлагаемых другими поставщиками финансовых услуг. Защита от риска в форме гарантий дает страховщикам возможность предлагать выразительные гарантии, которые могут помочь убедить не расположенных к риску клиентов перейти от традиционных гарантированных продуктов к продуктам unit-linked.
ПА дают страховщикам возможность удовлетворить потребности клиента путем комбинирования выгод потенциально высоких прибылей от капиталовложений с гарантиями, защищающими клиентов от влияний сильных рыночных падений.
Роль хеджирования
Предложение новых продуктов возможно благодаря применению современных методов управления риском - динамического хеджирования. Инструменты хеджирования компании Milliman применяются подавляющим большинством компаний страхования жизни в США и все чаще в Европе. Хеджирование дает страховым компаниям возможность сократить требования рискового капитала до очень низкого уровня, что важно в рамках режимов «справедливой рыночной стоимости» и Платежеспособности II.
Заключение
С целью успокоения опасений потребителей относительно инвестиционного риска, являющегося элементом чистых продуктов unit-linked, европейскими страховщиками был разработан ряд гарантированных продуктов unit-linked. При нынешнем финансовом климате значение гарантий будет по-прежнему увеличиваться, особенно на развивающихся рынках. Для страховщиков важно внедрение профессионального подхода управления риском при планировании и калькуляции гарантий для продуктов unit-linked (и традиционных продуктов), чтобы потенциальный риск был полностью учтен.
http://forinsurer.com/public/09/03/26/3722